Новости

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВУЮЩИМ НА МАШИНЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

11) Если вы собираетесь отправиться за границу на собственном автомобиле, оформите отдельную страховку
Алгоритм простой: нужно купить грин-карту. Это аналог нашей ОСАГО — страховка ответственности. Если у вас есть общее каско, то перед выездом за границу нужно обратиться в свою страховую компанию. В некоторых компаниях эта услуга уже изначально включена в пакет, который вы оформляете, страхуя автомобиль, в некоторых — оплачивается отдельно. Сумма страховки может колебаться в зависимости от того, через какие страны вы собираетесь проехать.


12) В арабских странах стоит подучить язык жестов — как информативных, так и угрожающих

01) Рука выставлена в окно, ладонь похлопывает по внешней стороне дверцы. Это означает, что водитель собирается перестраиваться вправо и просит не мешать.

02) Пальцы руки сложены в щепоть, рука поднимается вверх, и далее следует резкое движение кисти и предплечья вниз. Если жест исполнен левой рукой, выставленной в окно, то это означает: не спеши, не обгоняй, осторожно, впереди опасность. Если правой — последует поворот направо и водителю надо дать дорогу.

03) Жест безумно оскорбительный. Расслабленная кисть правой руки кладется на голову. Далее следует резкое движение рукой — так, будто бы человек стряхивает с волос запутавшееся там насекомое. В момент отрыва кисти от головы пальцы складываются в щепоть, а рука резко идет вниз.

Антон Ширяев корреспондент Пражского бюро радио «Свобода»

Как я привыкал к чешской манере езды

Приобретая в Праге свой первый автомобиль, я не подозревал, как отличается местный стиль вождения от московского. То, что здесь в моей пешеходной жизни мне уступали дорогу на переходах и вне их, я принимал как само собой разумеющееся, но в четырехколесной реинкарнации довелось-таки пару раз услышать в свой адрес, какой я некультурный, и урок выучить. Следующим этапом было смирение. Тупизна местных водителей сводила с ума. Как можно стоять в правом ряду, когда левый ряд свободен, и наоборот? Зачем тормозить за десять метров до светофора, если зеленый только думает смениться на желтый? Почему, когда моросит дождь, пешеходы идут быстрее машин? Только после того как я снова побывал за рулем в Москве, на меня снизошло просветление. Все-таки приятно, когда тебе уступают. А когда уступаешь сам, приятно, что благодарят, приветливо помахав рукой, а не крутят пальцем у виска.

Дороги в Чехии хорошие, почти как в Германии. Условно бесплатные. Условно — потому что ты за въезд платить не должен, но если поймают, то заплатишь и штраф, и за специальную марку для поездок по автобанам, которую надо было прилепить к лобовому стеклу. Меня полицейские остановили на выезде с автозаправочной станции (бензин, кстати, у чехов дешевле, чем у немцев) и, обнаружив отсутствие марки, велели ее купить и заплатить штраф. Сдачи с 2 000 крон у полицейских не было, и я, оставив в залог автомобиль, поплелся на заправку, купил треклятую, вернулся, протянув деньги на штраф, но те, убедившись, что я честно приобрел марку, денег с меня не взяли, чем несказанно удивили.

Теперь только одна беда преследует меня. Имя ей — парковка. Я уже научился втискиваться между машинами в расстояние габаритов собственного авто от переднего бампера до заднего плюс один сантиметр — лишь бы это расстояние было. К сожалению, чаще всего его нет. А если есть, то жди подвоха: это или въезд во двор, или гараж, или место, отведенное для инвалидов, или желтая полоса, означающая, что стоять нельзя, или синяя, означающая, что стоять можно, но только жителям центра со специальной карточкой. Не заметил — пеняй на себя. Лучшее, что может случиться уже через пару минут отсутствия, — штраф за дворником, худшее — эвакуация. Промежуточный вариант — каблук, снятие которого обойдется от 400 до 1 500 крон. Можно, правда, рассказать про больную бабушку и мал мала меньше, ждущих дома. Эти доводы обычно срабатывают, и полицейский, называя границы штрафа, берет по нижней, а порой и вообще крон двести, но без квитанции. Но лучше заплатить ему, чем парковочному автомату за шесть часов беспроблемной парковки.

13) Правила дорожного этикета в Европе, Америке и России сильно разнятся

В Европе, если вы показываете сигнал поворота, не надо выключать его до тех пор, пока не вернетесь в свой ряд. То есть все то время, пока вы идете на обгон, надо ехать с включенным поворотником: показывать, что вы движетесь как бы не по своей полосе. Если вы показали едущему впереди человеку, что хотите его обогнать, но не можете, потому что левая полоса занята, то он, как правило, уходит в правый ряд или на обочину, вы проезжаете, после чего он возвращается в свой ряд.

С вашей стороны вежливо будет включать-выключать аварийку, это своего рода спасибо. Точно так же, аварийкой, вы сигналите, если понимаете, что придется резко затормозить — например, потому что впереди адская пробка. В Европе очень интересно ездить за грузовиками, они исключительно вежливы, все предписания дорожного этикета исполняют в лучшем виде, но с грузовиками другая тонкость — они часто ездят караваном. Вот, например, грузовик тебя пропускает, ты обгоняешь, а перед ним еще грузовик — и, может статься, не один. Он тоже, вполне вероятно, уступит тебе место, поэтому надо не разгоняться, а аккуратно обогнать и посмотреть, что там впереди. И показать уже следующему грузовику, что ты хочешь его обогнать. Зато в Америке отношения с грузовиками скорее ближе к нашим. И они там себя ведут как в кино — люди их побаиваются. К тому же они не всегда видят тебя, у них обзор ограничен. Есть даже такие стикеры: «Если вы не видите мое отражение в моем зеркале заднего вида, значит, я не вижу вас». Еще у них есть привычка носиться по ночам на дикой скорости.

Николай Качурин главный редактор журнала Top Gear

Как я настраиваюсь на европейский стиль вождения

Каждый раз, усаживаясь за руль в чужой стране, я повторяю про себя несколько раз: «Я в Европе, я в Европе…» Культура вождения в Европе разительно отличается от нашей. Хотя русское влияние по миру уже заметно — еще пяток лет тому назад европейцы вели себя за рулем скромнее (Италия — это приятное исключение).

Итак, какие навыки пробуждают во мне кодовые слова «Я в Европе»?

На автостраде нельзя останавливаться. Писать, доставать из багажника бутерброды и перекуривать, сидя на корточках возле колеса, можно только на стоянках. Как правило, они встречаются каждые 25–30 км. Но один раз в Южной Германии у меня чуть было не разорвался мочевой пузырь — расстояние между парковочными карманами составило более 60 км. Во Франции меня оштрафовали за то, что в вялотекущей пробке перед въездом на платную дорогу я выскочил протереть лобовое стекло, — выходить тоже нельзя.

На автостраде нельзя ездить задом. Если проскочили съезд с автострады, то извольте гнать дальше, до следующей развязки. Даже если придется проехать весь Люксембург и развернуться уже в Голландии. Полиция материализуется буквально из сумрака и штрафует даже за 100 метров движения задом.

Вы мне не поверите, но в Европе действительно не принято обгонять справа! Если на скорости 200 км/ч в левом ряду вы утыкаетесь в человека, который едет с разрешенными 140, то это не повод применять противолодочный зигзаг типа «обгон с подрезанием». Не поймут.

Кстати, выдавать клаксоном морзянку типа «дай дорогу!» тоже не принято. А моргание фарами — в этом случае — могут принять за неисправность в электрической сети автомобиля.

И берегитесь страны Швейцарии. Кроме крайне злокозненной фирмы Noga в ней живут прекрасные люди-стукачи. Мне рассказал об этом друг, который проработал там 5 лет. Я вез его из Лозанны в Берн (на его машине) и немного превысил разрешенный лимит скорости. Мой коллега сильно взволновался и запричитал так, как будто у него беременна несовершеннолетняя дочь.

Оказалось, что швейцарцы любят записать номерок и потом брякнуть в полицию о том, что ты ехал с превышением или, что еще хуже, выкинул в окно бычок.

14) Перед поездкой в пустыню потренируйтесь на снегу

Если вы не участник команды-победителя Camel Trophy, то одному в пустыню лучше не выезжать и с большой дороги ни при каких обстоятельствах не сворачивать. Даже без учета таких бедствий, как песчаные бури, нападения местных племен, пробки позади каравана или американские бомбардировки, вас могут поджидать куда более прозаические неприятности. Автомобиль может просто закипеть — поэтому при серьезных нагрузках во время длительных переездов по жаре необходимо внимательно следить за температурой и системой охлаждения. Затем: ветер носит песок по пустыне в произвольном порядке, в частности, может засыпать дорогу. Если слой песка тонкий, такое препятствие имеет смысл брать с ходу, без маневров. Если надежность метода вызывает сомнения, не помешает выйти и проверить, что же у вас под ногами: когда колеса завязнут, будет поздно.

Если вас все-таки угораздило выехать на рыхлый глубокий песок, старайтесь двигаться плавно, без резких движений, не сбрасывая скорость и не давя на газ. Ехать нужно только прямо — иначе закопаетесь моментально.

Нелишним будет стравить давление в колесах — до 0,5–0,8 атм; главное не забыть потом накачать их перед выездом на асфальт. Езда по песку аналогична движению по рыхлому сыпучему снегу, так что тренироваться вполне можно зимой в России.

15) Чтобы не заснуть за рулем, лучше использовать технические приспособления, нежели стимуляторы

Найдите возможность остановиться. Даже 15-минутный сон позволит вам расслабиться, восстановить скорость реакции и предотвратить появление дорожных галлюцинаций. Не используйте стимуляторы, если вам предстоит провести в дороге больше двух часов. Крепкий кофе, энергетические напитки или не приведи господь кофе с кока-колой хороши только на спринтерских дистанциях: лихорадочный прилив энергии продлится максимум 2–3 часа, затем вас ждут неуправляемая сонливость, ухудшение реакции, нарушение зрения и тремор. Включите на полную громкость музыку. Попросите ваших спутников проснуться и помочь вам: разговаривать с вами, периодически включать и выключать свет в салоне — в общем, постоянно контролировать вас, чтобы вы не уснули. Можно также прибегнуть к помощи широко рекламируемых технических приборов, которые препятствуют дреме. В России это «Антисон»: устройство крепится за правым ухом водителя, и как только голова наклоняется вперед, включается звуковой сигнал. В Японии разрабатывается более сложная система — Driver Assistance System: через датчики, вмонтированные в рулевое колесо, система замеряет частоту пульса водителя и при замедлении ударов подает звуковые сигналы или щекочет шею потоком воздуха. Еще один модуль системы по ширине открытия век водителя определяет его степень усталости и рекомендует водителю отдохнуть или включает музыку, чтобы тот не уснул. Перед началом поездки этот модуль распознает лицо водителя, сравнивает его с заложенными в его память образами и после этого настраивается на индивидуальные параметры.